На глазах всего мира (спасибо Интернету) Москва погружается в чрезвычайную архаику, местами совершенно доисторическую, в сравнении с которой Средневековье – модерн...
В то время, как в Москве собрались президенты Содружества независимых государств, «дружба народов» с особой силой вспыхнула на улицах российской столицы...
Массовость агрессии свидетельствует, что, возможно, именно в эти дни уровень ненависти этнических групп населения друг к другу (и недоверия к государству как арбитру) преодолевает критическую отметку.
Еще во второй половине прошлого века Москва для значительной части света казалась передовой столицей мирового продвижения. В настоящее время она в глазах того ж таки мира (благодаря Интернету) погружается в чрезвычайную архаику, местами совершенно доисторическую, по сравнению с которой Средневековье – модерн.
В чем причина такого развития событий?
В настоящее время появляется довольно много конспирологических теорий – мол, кому-то из российских политиков это нужно. В то же время массовость протестов свидетельствует в пользу версии о том, что вряд ли суть этих событий исключительно технологическая. Она значительно глубже и кроется в уровне агрессии, накопленной в обществе.
Одна из безусловных предпосылок - родовая, этническая и религиозная консолидированность кавказских народов. Эту консолидированность не смогли разрушить ни СССР, ни депортации нескольких народов, ни последние войны на Кавказе. Консолидованность, прочность связей кавказцев ставит их в выигрышное положение в борьбе за «место под солнцем» в сравнении даже с этническими россиянами. Даже невзирая на значительное численное преимущество россиян и «кавказофобию» во всесильных силовых органах России.
Все это дополняется существенно отличными обычаями этносов. Россияне бурно протестуют против кавказских танцев и традиций публичного жертвоприношения животных на мусульманские праздники. «По танцам... Мы будем прекращать эти действия. При встрече с руководителями диаспор мы обратили их внимание на то, чтобы они провели разъяснительную работу со своими ребятами», - сообщил начальник милиции Ростовской области Алексей Лапин.
Кавказцы массово демонстрируют серьезное отношение к религии, что в России делают преимущественно бабушки. Между тем, природа не терпит пустоты. Как сказал один писатель, кто не хочет молиться своему Богу, будет молиться чужим.
Примечательно, что никто из этнических россиян в ответ на лезгинку и зикр в Москве не предлагает танцевать «Яблочко» или «Калинку» в Махачкале или Грозном. Их и в Москве особенно не танцуют.
Противоположные демографические тренды россиян и кавказских народов, очевидное увеличение количества кавказской молодежи в российских городах заостряют среди россиян ощущение страха потери привычной социальной среды.
Очевидно, одна из главных предпосылок последних погромов – повышенная склонность к насилию как средству решения вопросов в большинстве групп российского населения. У историков нет оснований удивляться такому состоянию вещей. Кроме одного «историка» - Дмитрия Табачника.
Недавно он отозвал гриф «учебное пособие для вузов» с «Истории украинского права» Ивана Гриценко из-за того, что «там есть несколько вещей, которые вызывают страх у любого нормального человека. Там речь идет о том, что в России никогда не было права». Поневоле Табачник признал «ненормальным» самого российского президента. Ведь тот недавно заявил: «Сложности создания правового государства в России связаны не только с экономическими или политическими реалиями, но и с историей, с так называемым правовым нигилизмом, который в значительной мере был присущ России и 100, и 200 лет назад, а также с отсутствием демократических традиций. Демократии не создаются за 10 лет. В нашей стране никогда не было демократии до 1991 года, когда возникло современное Российское государство. Отмечаю: никогда – ни при царе-батюшке, ни в советский период, ни в любой другой».
Иногда фольклор и литературная классика дают понять о стране больше, чем даже записи WikiLeaks.
А вот Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» про российский бунт, «бессмысленный и беспощадный», писал такое:
«Анархия началась с того, что глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку. Потом пошли к модному заведению француженки, девицы де Сан-Кюлот (в Глупове она была известна под именем Устиньи Протасьевны Трубочистихи; впоследствии же оказалась сестрою Марата и умерла от угрызений совести) и, перебив там стекла, последовали к реке. Тут утопили еще двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, и, ничего не доспев, разошлись по домам… Опять шарахнулись глуповцы к колокольне, сбросили с раската Тимошку да третьего Ивашку, потом пошли к Трубочистихе и дотла разорили ее заведение, потом шарахнулись к реке и там утопили Прошку да четвертого Ивашку… Опять шарахнулись глуповцы к колокольне, сбросили с раската Семку и только что хотели спустить туда же пятого Ивашку, как были остановлены именитым гражданином Силой Терентьевым Пузановым. - Атаманы-молодцы! - говорил Пузанов, - однако ведь мы таким манером всех людишек перебьем, а толку не измыслим! - Правда! - согласились опомнившиеся атманы-молодцы. - Стой! - кричали другие, - а зачем Ивашко галдит? галдеть разве велено? Пятый Ивашко стоял ни жив ни мертв перед раскатом, машинально кланяясь на все стороны».
Если тенденция, заложенная последними погромами, будет развиваться, относительно целостности России появятся дополнительные вызовы.
Парадокс истории: Россия пролила очень много чужой и своей крови в попытке завоевать Кавказ (как писал Тарас Шевченко еще в ХІХ веке, «напоїть всіх імператорів би стало»). А в настоящее время все больше россиян желают «отделения» России от Кавказа.
Иногда кажется, что российская власть понимает проблему. Российский премьер Владимир Путин говорит: «Главное – все люди России должны осознать, что мы граждане одной страны и вести себя соответствующим образом, чтобы кавказцы не боялись выходить на улицы Москвы, а россияне не боялись жить на Кавказе». Но практические действия, стравливание соотечественников то друг с другом, то с соседями, непризнание общечеловеческих ценностей и толерантности (которую в России часто называют «толерастией»), деморализация телевидения и общественной сферы в целом привели к зашкаливанию уровня агрессии в обществе.
В таких условиях что российское, что кавказское общества активно архаизируются. Потому что «корни», архаика – всегда сильны. Правда, природа этой архаики иногда может быть рыцарской, а может – дикарской.
Вряд ли будет мудро злорадствовать на тему соседских проблем. У нас проблемы тоже очень глубокие, хотя и другие.
Однако в этой ситуации Украина вполне могла бы быть в роли доктора Ливси из «Острова сокровищ», который, старательно леча пирата, бормотал себе: “Хорошо, хорошо.” – “Что же хорошо, доктор?” – “Хорошо, что у меня такого нет”.
Как ни разжигали «доброжелатели» межэтнические и межрегиональные противоречия в Украине, а жители Запада и Востока, Юга и Центра страны, возможно, в миллион раз чаще вместе едят, пьют и обнимаются, чем ссорятся.
Александр Палий, для УНИАН