Deathloop — новый сюжетный шутер от знаменитой Arkane Studios, которая славится своими "симуляторами погружения", то есть immersive sim. От этой команды всегда ожидаешь высочайшего качества, однако свежая игра вызывала кое-какие опасения. Насколько они оправдались, и стоит ли вообще смотреть в сторону Deathloop — рассказываем в обзоре.
Сложно представить себе более невезучую студию, чем Arkane. Она всегда создавала оригинальные и качественные игры, которые дарили свободу действий, обладали множеством механик и радовали выверенным дизайном уровней. Такими были и две части Dishonored, и перезапуск Prey. Эти проекты получили высокие оценки от профильной прессы и стали культовыми среди узкой аудитории. Слишком узкой.
Главная проблема игр Arkane — низкие продажи. Они либо с трудом окупались спустя годы после релиза, либо приносили убытки. Причиной этого нередко становился плохой маркетинг, но тут нужно еще понимать, что проекты студии никогда не предназначались для широкого круга пользователей. В них необходимо много думать, импровизировать и вырабатывать собственный стиль прохождения. Dishonored и Prey в большинстве случаев лишь ставят цель, а как ее выполнить, решает игрок. Такой подход сразу отрезал часть аудитории, для которой интерактивные проекты — способ расслабиться и отключить голову.
Неудовлетворительные финансовые показатели заставили Arkane удариться в эксперименты. На Е3 2019 студия анонсировала Deathloop. А позже выяснилось, что это первый чистокровный шутер компании, да еще и с многопользовательскими элементами. Неужели Arkane отошла от прежних принципов ради хороших продаж? Ответ на этот и другие вопросы УНИАН дал в свежем обзоре.
Сюжет Deathloop выстроен в духе фильма "День сурка". Главный герой, бывший военный по имени Кольт, просыпается на побережье острова Черный риф. Он не помнит ничего из своего прошлого — даже имени. Совсем скоро протагонист выяснил, что попал во временную петлю длительностью сутки. Ранее Кольт уже неоднократно пытался разорвать цикл, из-за чего стал изгоем. На острове все хотят его убить, особенно — глава службы безопасности Джулиана.
В прологе главный герой узнал, как вырваться из временной петли. Для этого в течение суток необходимо убить восемь идеологов, от которых зависит существование цикла. Вот только цели держатся особняком, как и указано в протоколе безопасности. Кольт не успеет заглянуть к каждому из восьми персонажей "на огонек" в рамках одного витка петли, поэтому ему нужно провести расследование.
После пролога протагонист обзаведется перечнем зацепок. Они отображаются в специальном меню и служат аналогом сюжетных поручений. В каждой из них указано, куда и в какое время нужно попасть Кольту. Всего в Deathloop реализовано четыре района — Даунтаун, Комплекс, скала Фристад и Карлова бухта. Столько же в игре периодов, на которые делятся сутки. Когда пользователь активирует зацепку, то ему, например, напишут, что нужно отправиться в Даунтаун после обеда. Локации меняются в зависимости от времени, когда их посещаешь. Это касается как расположения и количества врагов, так и возможности попасть в отдельные здания и помещения.
В Deathloop одни зацепки приводят к другим, и таким способом постепенно становится понятно, как устранить восемь идеологов за один цикл. При изучении окружения пользователь также будет сталкиваться с находками. Это дополнительная информация, которая в большинстве случаев приводит к необязательным секретам и упрощает убийства сюжетных целей. Например, с помощью цепочки находок по всему Черному рифу игрок сумеет открыть дверь с тремя кодовыми замками в шпионском убежище в Карловой бухте.
Сюжет Deathloop не назовешь выдающимся, но он в целом хороший и интригующий. Желание узнать, почему Кольт решил разорвать петлю, и кем он был в прошлом, постоянно мотивирует двигаться вперед. Еще одна сильная сторона сюжета — взаимоотношения протагониста с Джулианой. Пользователь сразу поймет, что ранее они были друзьями, но разошлись во взглядах. Девушка ощущается умной, веселой и бойкой, а ее шутки стали украшением сюжета. Джулиана сразу располагает к себе, в отличие от Кольта, которого сделали умелым, но глуповатым воякой. Герои нередко связываются по рации, и разговоры между ними отлично оживляют происходящее.
Идеологи тоже обладают своими характерами и неплохо прописаны, но подробности о них удается узнать по большей мере из записок, так что полноценно персонажей не раскрыли. Это первый недочет, а второй — логические нестыковки. Впрочем, они появляются почти в каждом произведении, где происходят пертурбации со временем. В случае с Deathloop дыры заметны, но общее впечатление от них не портится.
В Черный риф невозможно не влюбиться. Arkane выложилась на полную, когда создавала остров. Своей структурой четыре вышеупомянутые локации отсылают к Dishonored. Они обладают существенной вертикальностью: между подвалами отдельных зданий и крышами построек, расположенных на холме, ощущается большая разница в высоте.
Еще один принцип, по которому проектировались районы — отсутствие тупиков. Каждая локация обладает множеством переходов и проулков. Они формируют небольшой лабиринт, где поначалу легко потеряться, но когда осваиваешься и изучаешь местность, то передвигаться становится невероятно удобно. Пользователю дают свободу в выборе маршрута к цели и поисках потенциальных срезок.
А какая в Deathloop детализация. Каждый район наполнен множеством предметов быта, а его отдельные части рассказывают небольшие истории. Вот взять хотя бы библиотеку в Даунтауне: она показывает, что жителей Черного рифа не интересуют книги. Им нужны только вечеринки и оружие. Благодаря высочайшей детализации остров хочется изучать едва ли не попиксельно.
Корневой геймплей Deathloop выстроен на двух механиках — перестрелках и скрытных убийствах. В проекте реализовано чуть более десяти вариантов стилизованного под местную вселенную оружия. Арсенал включает пистолет, револьвер, пистолет-пулемет, гвоздомет, однозарядную винтовку, несколько видов дробовиков и стрелаков (аналог пулемета) и автоматов. А если пользователь проследует за второстепенными зацепками, то сможет обзавестись несколькими более необычными пушками. Одна из них — стрелак "Версо", который может превращаться в двойные пистолеты и пистолет-пулемет.
Разнообразия оружия не слишком много, и это главная претензия к игре. Чаще всего пользователь будет находить уже знакомые пушки, только лучшего качества. Но зато разработчики знатно потрудились над ощущениями от его применения. Отдача, скорострельность, время входа в прицел, тяжеловесность и звучание — у каждой пушки эти свойства уникальны, а DualSense их подчеркивает. Благодаря этому возникает желание опробовать каждое оружие. Дополняются приятные ощущения реакцией врагов на попадания и брызгами крови, которые сопровождают прицельные выстрелы.
На ближней дистанции пользователь может применять мачете. Убийства с его помощью активируют зрелищные анимации нескольких видов. Эффективнее вести битвы также помогают слитки навыков, которые Кольт отнимает у идеологов. Способности полностью взяты из Dishonored: телепортация на короткую дистанцию, невидимость, ментальная связь, позволяющая убивать несколько целей одновременно, возможность швыряться противниками и так далее. Если игрок выучит все тонкости управления в Deathloop и наловчится комбинировать умения со стрельбой, то будет смертоносным вихрем проноситься по локациям, оставляя позади горы трупов. Проект позволяет реализовывать цепочки убийств не хуже, чем в Dishonored.
Скрытное прохождение в свежем шутере тоже сделано достойно, но не сравнится с открытыми стычками. Игрок может подкрадываться со спины и совершать тихое убийство. Устранять врагов на дистанции без лишнего шума помогут гвоздомет и пистолет с глушителем. После смерти тела противников сразу пропадают, но они ненадолго оставляют след. Если его заметят остальные недруги, то начнут искать Кольта на локации. Каждый район в Deathloop усыпан сканерами и турелями. Главный герой может их взламывать, но для этого нужно подойти на определенную дистанцию.
В целом стелс получился традиционным и по реализации напоминает Dishonored, но его портит плохой искусственный интеллект. Противники вяло реагируют, когда смотрят на Кольта впритык, не слышат, как хрустят шеи их напарников в метре от себя, и обладают узкими конусами зрения. Почти к каждому недругу можно подойти сбоку, и он ничего не заметит. Гениальный ИИ из Dishonored 2 в Deathloop, увы, не перекочевал.
Однако важно отметить: игра не вынуждает прибегать к стелсу. Местами действовать скрытно реально проще, а враги специально оборачиваются спиной, но это лишь часть ситуаций. Свежий шутер Arkane подбрасывает разные боевые условия и не стесняется менять правила. Например, я был приятно удивлен, когда пришлось идти по минному полю и думать, как пробраться дальше. Не меньше моих внутренних оваций удостоился отрезок прохождения в клубе, где отключили слитки. Поэтому в целом реализация геймплея более чем радует.
Еще не забыли про упоминание "Дня сурка"? Так вот, в Deathloop присутствуют элементы "рогалика". Как уже говорилось выше, каждый цикл в игре делится на четыре отрезка, соответствующих конкретному периоду суток. После этого начинается новый виток петли, и игрок теряет все снаряжение, которое не успел насытить специальным ресурсом — резидиумом. Это касается слитков, пушек и брелоков — пассивных талантов, которые улучшают способности персонажа и экипированное оружие. Нельзя потерять только мачете, комплект из гранат, а также "Репризу" — слиток, который позволяет дважды воскреснуть за одну миссию.
Элементы "рогалика" разнообразили игру и добавили ощущение риска. Однако они не сделали ее намного сложнее. Резидиума всегда хватает, чтобы насытить понравившееся снаряжение и никогда его не терять. Двух воскрешений для прохождения миссии более чем достаточно. А в случае провала игроку лишь придется заново начать задание.
Во время каждой вылазки Кольта на территорию одного из районов на него может начать охотиться Джулиана. Тогда главный герой не сумеет вернуться в свои подземные тоннели: сначала придется взломать антенну неподалеку. Девушка обладает большим запасом здоровья по меркам игры и прицельно стреляет. А если пользователь включит сетевой режим, то к нему в роли Джулианы смогут вторгаться другие люди — со своим набором оружия и навыков. Это дополнительное препятствие порой добавляет азарта и повышает ставки при прохождении миссии.
Противника в обличии девушки нужно убить лишь раз, тогда как у Кольта остаются воскрешения. Похожая механика присутствует в Dark Souls и Bloodborne. Как опция, она отлично работает и даже заставит некоторых игроков подольше задержаться в Deathloop.
Я могу еще долго хвалить Deathloop, например, за стилистику в духе США шестидесятых годов и уникальный взгляд на концепцию "Дня сурка". Но давайте все упростим: новинка Arkane — это обязательная к ознакомлению игра для всех фанатов шутеров и Dishonored. Немногочисленные баги и проблемы проекта нисколько не затмевают его достоинства. Deathloop гарантировано станет для вас приятным открытием и подарит много эмоций.
Оценка УНИАН: 9
Назар Степорук