На стриминговой платформе Netflix вышел сериал «Ведьмак». Шоу о профессиональном убийце чудовищ по имени Геральт из Ривии было основано на одноименной саге польского писателя Анджея Сапковского и еще до выхода обещало стать новой «Игрой Престолов». УНИАН посмотрел сериал и разобрался, так ли это.
В прошлом году Netflix растерял несколько своих отличных сериалов. Права на производство «Сорвиголовы» и «Карателя» вернулись к компании Disney, которая запустила свой стриминговый сервис и решила ослабить конкурента. Но на горизонте замаячил «Ведьмак». Третья часть игровой серии от польской студии CD Projekt RED имела настолько оглушительный успех, что съемки одноименного сериала были делом времени. А тут еще и автор оригинальной саги Анджей Сапковский обиделся на игроделов за то, что когда-то они за копейки выкупили у него права и заработали на его творении миллионы. Netflix заплатил пану Сапковскому как положено, взял на главную роль обладателя самого героического подбородка в истории – актера Генри Кавилла и стал продвигать свой сериал, как новую «Игру Престолов». Но первый блин, а точнее сезон, вышел комом.
Главная проблема «Ведьмака» от Netflix - это не темнокожие актеры в средневековом европейском фэнтези, как боялись фанаты, и даже не графика, хотя о ней мы тоже поговорим. Основная проблема сериала - в нелинейном повествовании.
Первый сезон «Ведьмака» насчитывает восемь часовых эпизодов. В них создатели шоу попытались уместить 12 рассказов из двух первых сборников Сапковского и приправить это все сценами раскрытия таких персонажей, как Йеннифер и Цири. Все бы ничего, вот только в сборниках рассказов и Йеннифер, и Цири присутствовали минимально, а вышли на передний план только в следующих пяти романах писателя. Именно поэтому, по словам шоураннера Лорен Хиссрич, в сериал ввели нелинейное повествование - чтобы дать не только Геральту, но и двум другим ключевым персонажам равное экранное время.
Отсюда - проблема. Зрители, читавшие книги, с первой же серии недоумевают, почему после резни в Блавикене с участием Геральта и княжны Ренфри нам показывают уже 12-летнюю Цири. Ее на момент этих событий еще не должно существовать! Позже мы видим атаку Нильфгаарда на Цинтру, а в следующей серии - живую королеву Калантэ и пир в той самой Цинтре по случаю сватовства к Паветте, матери Цири. То старый король Фольтест выгоняет ведьмака из замка, то вот он - еще ребенок - со своей сестрой Аддой стоит на приеме, где танцуют чародейки…
Эти постоянные прыжки во времени никак не обозначаются для зрителя. Поэтому понять, какие события происходят в прошлом, а какие в настоящем – могут те, кто знаком с первоисточником. Зрители, не читавшие книг, разве что серии к третьей начнут догадываться, что на экране показывают разные временные отрезки. И это не играет на руку сериалу, как в случае с первым сезоном «Мира Дикого запада». Тут не будет никакого вау-эффекта, просто сценаристам так было проще - с первого сезона начать рассказывать про Цири. А вот смотреть такую кашу из разных временных отрезков, ох, как непросто.
Заявив, что они делают новую «Игру Престолов», Netflix ударились во все тяжкие. И - надо отдать им должное – тема молочных желез в «Ведьмаке» действительно была полностью раскрыта. Никакой графики – все настоящее, так сказать, чем природа актрис наградила. Но вот драконы… Сравнивать драконов из «Игры Престолов» с драконами из «Ведьмака» все равно что пытаться найти сходство между Кирой Найтли и бородавкой. Настолько убогими они получились. И это при том, что в двух сборниках рассказов и пяти романах о «Ведьмаке» драконы встречаются только один раз! Можно было избежать этого позора и не вставлять их в сериал, тем более, что никаких действительно значимых событий в этих сценах не было.
Чудовища в сериале выглядят немного лучше, но они не пугают, а иногда и вовсе вгоняют в уныние. Открывающая сцена сериала демонстрирует битву Геральта с кикиморой. И похоже это больше на то, как пьяный батя в болоте лупит палкой чучело. В битве со стрыгой все выглядит еще более лениво - Геральт размахивает цепью, кидает ее в стрыгу, а та просто стоит и ждет, когда ее схватят. То есть, сделать чудовищ страшными, а бои с ними зрелищными у создателей не получилось.
В битвах армий тоже хватает странностей. Диванные полководцы еще по трейлерам заметили, как нелепо выглядит конница Цинтры, которая стоит и ждет, когда к ней подбежит пехота Нильфгаарда. А доспехи, в которых разгуливают нильфгаардцы, не ругал только ленивый. Это же не стальные латы, а просто сморщенный пластик! Такой откровенной халтуры не позволяют себе даже косплееры. Благо, создатели сериала пообещали ко второму сезону сменить ответственного по костюмам. Но куда они смотрели, работая над первым сезоном, – загадка.
Генри Кавилл в роли Геральта из Ривии хорошо справляется со своей ролью. Он единственный из актерского состава, кто не только прочел все книги Сапковского, но и прошел игру The Witcher 3: Wild Hunt. К тому же, по его словам, он сам уговаривал создателей сериала дать ему эту роль, поэтому в первом сезоне Генри отдувается за всех. Особо стоит отметить его удачный дует с Джои Бэти – британским актером, играющим Лютика, друга Геральта.
Аня Чалотра в роли Йеннифер удивительно хорошо справилась с предысторией своего персонажа. Актриса отлично отыграла забитую горбунью из села, которую взяли в школу магии для чародеек. Вот только потом она поправила себе внешность и внезапно превратилась в надменную и раздражающую особу, с ничем не подкрепленным ЧСВ. То ли сценаристы не доглядели такую внезапную метаморфозу, то ли из-за прыжков во времени эти перемены остались за кадром...
Фрейя Аллан, 18-летняя актриса, играющая 12-летнюю княжну Цири, имела за свою недолгую карьеру мало актерского опыта. А роль ей досталась сложная. Учитывая то, как будет меняться ее персонаж на протяжении саги, невольно закрадываются сомнения: а справится ли Фрейя?
В первом сезоне ей это не удалось. Во всех сценах с ее участием актриса выглядит так, будто все время следит за указаниями режиссера. Самый вопиющий пример - в первой серии сезона, в которой нам намекают на неординарные способности «Львенка из Цинтры». Вот, Цири разговаривает с раненной бабушкой Калантэ, ей говорят что нужно бежать, и она, ни с того ни с сего, вскакивает и кричит, сотрясая при этом бокалы. Ее никто не тянул, она просто вскочила и заорала. В другой сцене ее на коне везет Кагыр, она флегматично смотрит на горящую Цитру и вдруг, совершенно неожиданно, начинает орать так, что конь валится с ног. Она не билась в истерике, не пыталась бежать, просто молча ехала и внезапно закричала. Ощущение такое, что за кадром актрисе дали отмашку. Вот из-за такой халтурной постановки сопереживать персонажу сложно
А вот за что стоит однозначно похвалить «Ведьмака», так это за саундтрек. Он в сериале просто великолепен. Это касается как исключительно музыкальных тем, так и песен в исполнении Джои Бэти. Его "Ведьмаку заплатите чеканной монетой" уже начала расходиться на мемы.
Первый сезон «Ведьмака» получился очень неровным, как будто создатели пытались усидеть на нескольких стульях: написать свою интерпретацию истории, угодить фанатам книг, ну, и подмигнуть любителям игрового Геральта. И ни на одном из стульев им усидеть не удалось.
Но хуже всего, что с таким букетом проблем им будет сложно привлечь абсолютно незнакомую с «Ведьмаком» аудиторию. Остается надеяться, что ко второму сезону они исправят большую часть своих промахов. Тем более, у создателей сериала остался еще один туз в рукаве. Оба сборника рассказов, по которым был снят первый сезон – это только экспозиция и завязка. Основные события – скандалы, интриги, предательства и масштабные политические перипетии, из-за которых «Ведьмака» и стали сравнивать с «Игрой престолов», начнутся только во втором сезоне, когда Лорен Хиссрич с командой приступит к адаптации цикла романов Сапковского. Поэтому от первого сезона лучше ничего не ждать, но посмотреть его с друзьями во время новогодних праздников.
Сергей Коршунов