Немецкий Дрезден - один из самых известных примеров восстановления города после войны / фото УНИАН (Янош Немеш)

Украине на заметку: как города Европы отстраивались после полного разрушения

07:33, 27.04.2022
19 мин.

В Украине третий месяц продолжается активная фаза войны против российских оккупантов, которые до сих пор безжалостно обстреливают ракетами всю территорию страны. Тем не менее, украинцы уже вовсю думают над тем, как восстановить освобожденные от российской нечисти города. УНИАН изучил, как разные города Европы отстраивались даже после полного разрушения.

Планы по восстановлению Украины после войны

На днях советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко оценил убытки Украины от российской агрессии за два месяца войны примерно в 1 триллион долларов, из которых ущерб непосредственно инфраструктуре составляет порядка 650 миллиардов долларов, и эта цифра постоянно растет по мере того, как оккупанты продолжают обстреливать всю территорию страны всем чем можно.

Тем не менее, Украина уже начинает постепенное восстановление освобожденных от рашистов населенных пунктов и поврежденной в результате боевых действий инфраструктуры. Разумеется, все это – дело времени, титанических усилий со стороны каждого украинца и денег, причем очень больших.

Последствия "русского мира" в Ирпене / фото REUTERS

Для восстановления одного только Ирпеня с населением около 60 тысяч человек, по подсчетам мэра города Александра Маркушина, нужно около 1 миллиарда долларов – Ирпень поврежден примерно на 71%.

Видео дня

В то же время восстановление уже полностью разрушенного Мариуполя местные власти еще в начале апреля оценивали минимум в 10 миллиардов долларов. Рискнем предположить, что на сегодняшний день эта сумма существенно увеличилась.

Во сколько обойдется восстановление Харькова, где серьезно пострадал как жилой фонд, так и исторический центр и другие знаковые сооружения – пока оценивать не берутся, ведь город все еще подвергается массированным рашистским обстрелам, но это явно дело не одного десятка миллиардов долларов.

Последствия обстрелов центра Харькова россиянами / фото УНИАН (Андрей Мариенко)

Украинские власти надеются, что восстановить страну удастся в том числе за счет конфискованных у подсанкционных россиян активов, которые, впрочем, еще нужно получить. Одновременно помогать Украине восстанавливаться обещают власти ЕС и отдельных государств, а также всевозможные фонды и организации.

Тем временем, украинский Кабмин еще 10 апреля направил свой первый миллиард гривень на восстановление Украины. Средства пошли на ликвидацию последствий военных действий и первоочередное восстановление инфраструктуры в Киевской, Житомирской, Сумской и Черниговской областях.

Для начала взялись за ремонт инженерных сетей и систем для восстановления тепла, газа, воды и электроэнергии, а также разбор разрушений, ремонт кровель, замену окон и дверей, ликвидацию выбоин на дорогах и другие первоочередные нужды. На это должно уйти несколько месяцев, а вот полноценное восстановление городов – уже вопрос нескольких лет. При этом пока что думают, в первую очередь, о практических моментах, однако рано или поздно нужно будет подумать и "о красоте".

Есть и еще один вопрос, который волнует многих украинцев: а удастся ли вообще восстановить разрушенное, или, быть может, что-то восстанавливать уже нет смысла. У нас для вас есть хорошая новость: при наличии ресурсов и желания, как со стороны самих украинцев, так и иностранных партнеров, это очень даже возможно. В качестве доказательства расскажем о нескольких городах Европы, которые буквально "восстали из пепла", будучи практически полностью разрушенными в результате войны или стихийных бедствий.

Как отстраивались города после войны: опыт Германии

Когда мы говорим о восстановленных после полного разрушения городах, в первую очередь вспоминаем о Германии. Самые яркие примеры, о которых наверняка слышал каждый – Берлин и Дрезден. В 1945 году оба города подверглись масштабным "ковровым" бомбардировкам авиацией союзников. На деле же, если пролистать историю любого крупного немецкого города – от Кельна до Мюнхена – все они подверглись серьезным разрушениям, в первую очередь в исторических центрах. Тем не менее, сейчас, когда вы гуляете по этим города – здесь практически нет следов разрушений. Кажется, что они точь-в-точь такие, какими они были и 100, и 200 лет назад, по крайней мере, с точки зрения исторической застройки.

Что интересно, в разных немецких городах по-разному подходили к восстановлению – где-то старались максимально сохранить довоенную архитектуру, по крайней мере, в центре, а где-то строили по новой. На это влияло несколько факторов – степень разрушения города, историческая ценность его архитектуры, финансовое обеспечение и… принадлежность к ФРГ или ГДР.

К примеру, всегда зажиточный Мюнхен восстановили довольно быстро, причем максимально консервативно следуя довоенному генплану. Уже к началу 60-х годов город стал одним из главных политических, экономических и культурных центров не только Германии, но и Европы. Сюда тянулись люди со всей страны – менее чем за 15 лет население города выросло более чем в два раза, превысив довоенные цифры, а потому недостатка как в финансировании, так и в рабочей силе не было. Как итог – сейчас весь Мюнхен выглядит идеально вылизанным и богатым, а от его зданий веет стариной, будто ничего и не разрушалось (наш гид по Мюнхену читайте по ссылке).

Мюнхен в 1945 и 2019 годах / фото УНИАН (SZ Photo / Myroslava Shulhevich)

Еще один баварский пример – город Нюрнберг, имевший особое значение для национал-социалистов под предводительством Гитлера. Армия союзников с особым энтузиазмом бомбила город, к концу войны не оставив здесь камня на камне. Тем не менее, поскольку город символично выбрали местом проведения трибунала над нацистскими преступниками уже в 1945 году, делать его кое-как пригодным для жизни принялись ускоренными темпами. И даже сейчас это чувствуется в архитектуре города.

С одной стороны, в Нюрнберге довольно быстро начали восстанавливать жилую застройку – без особого соблюдения исторического облика, только сохранив структуру улиц. Живущие в этих домах в наши дни немцы сетуют: дома нуждаются в постоянном ремонте, потому что в 40-х их строили кое-как, да и внешний вид у них так себе. С другой стороны, в 60-х годах власти принялись с большим усердием отстраивать город, так что за пару десятков лет он превратился в настоящую конфетку, манящую к себе толпы туристов со всего мира. В противовес излишне переполненным и шумным Мюнхену, Берлину или Кельну, Нюрнберг привлекает гостей уютным центром, где шпили многочисленных соборов возвышаются над всей основной застройкой (наш гид по Нюрнбергу читайте по ссылке).

Нюрнберг в 1945 и 2019 годах / фото УНИАН (Bundesarchiv / Марина Григоренко)

А вот с Дрезденом, который чаще всего приводят как пример восстановленного после войны города, не все так просто. Будучи в составе ГДР, город восстанавливался хоть и с максимальным сохранением исторических достопримечательностей, но очень медленно. Туристам любят рассказывать историю о том, как сразу после войны исторический центр Дрездена сохраняли буквально по камешкам, прономеровав каждый из них.

Однако по факту гдровские власти просто вывезли все это за город, оставшиеся строения снесли, таким образом расчистив центр города под совершенно новую застройку, которую советские власти на тот момент считали современной. Восстановление самого исторического центра растянулось на сорок лет, причем многие ключевые здания были воссозданы только после объединения Германии.

Дрезден в 1945 и 2017 годах / фото УНИАН (Bundesarchiv / Янош Немеш)

В принципе, советские власти, господствовавшие над ГДР, не особо бережно относились к исторической немецкой застройке. Яркий пример – город Потсдам недалеко от Берлина, где советские войска за пару десятков лет окончательно угробили то, что не успели бомбардировки. Во времена ГДР восстановлением Потсдама, некогда жемчужины Пруссии и гордости короля Фридриха Великого, особо не занимались, да и базирующиеся здесь советские военные гарнизоны часто использовали исторические здания не по назначению.

Спасать ситуацию постепенно начали только после объединения Германии, да и то ввиду нехватки средств серьезные работы запустились только в 2000-х. Именно поэтому центр Потсдама сейчас выглядит так опрятно, ведь отреставрированы здешние дома совсем недавно (наш гид по Потсдаму читайте по ссылке).

Потсдам в 1945 и 2019 годах / фото УНИАН (Hans Weber / Марина Григоренко)

К слову, сам Берлин отлично иллюстрирует, как по-разному к восстановлению городов подходили в ФРГ и ГДР, между которыми на протяжение нескольких десятилетий был поделен город – на некоторые "совковые" восточные районы до сих пор больно смотреть. В добавок к этому, учитывая разделение Берлина, до воссоединения Германии его не могли полноценно восстанавливать – обе части отстраивали как попало, потому до сих пор Берлин выглядит весьма разношерстно и пошарпано с одной стороны и помпезно с другой стороны. Местами реставрация продолжается до сих пор.

Берлин в 1948 и 2019 годах / фото УНИАН (Architectura Pro Homine / Марина Григоренко)

А вот Кельн пошел по пути совмещения исторического и современного, что, впрочем, далеко не всем горожанам по вкусу. С одной стороны, практически полностью разрушенному городу "повезло" на фоне остальных. Во-первых, город расположен в непосредственной близости от тогдашней столицы ФРГ Бонна. Во-вторых, "поднимавший ФРГ с колен" после войны канцлер Конрад Аденауэр в прошлым был бургомистром Кельна, потому с особой теплотой относился к восстановлению своего родного города.

Из Кельна начали делать настоящий политический, экономический, культурный и промышленный центр, а потому он неизбежно разрастался. Так что то, что было историческим – восстановили, попутно отстроив новые районы. Уже после воссоединения Германии Кельн, как и многие другие города земли Северный Рейн-Вестфалия, накрыла какая-то странная тяга к современной архитектуре из стекла и бетона, которую без зазрения совести вклинивали между исторической застройкой, не пощадив даже святая святых – Кельнский собор (наш гид по Кельну читайте по ссылке).

Кельн в 1945 и 2020 годах / фото УНИАН (U.S. Army Photograph / ua.depositphotos.com)

Тем не менее, упомянутые выше примеры – это все крупные и значимые для Германии города, порой даже символичные, потому их восстанавливали с особым энтузиазмом, так сказать, образцово-показательно. Примерно по такому пути могут пойти в Харькове или Чернигове.

А что делать с городами поменьше, где не было такой уж ценной исторической застройки, при всем уважении к людям, потерявшим все в результате вражеских действий? Здесь на помощь придет интересный кейс с немецким городом Дортмунд, также в земле Северный Рейн-Вестфалия, которая под конец Второй мировой войны приняла на себя весь гнев авиации союзников.

К началу войны Дортмунд подходил в первую очередь как богатый индустриальный центр, где активно развивались угледобыча и сталелитейная промышленность, а конец войны город встретил на 98% разрушенным. Дортмунд был настолько в руинах, что поначалу его даже не хотели восстанавливать, изъявив желание построив здесь что-то новое.

Однако совершенно неожиданно интерес к городу поднял высокий спрос на уголь и сталь во всем мире, в которых после войны была особая потребность. Так что уже к июню 1945 года в регионе были восстановлены все угольные шахты, а к декабрю – первая доменная печь. Всего за пять лет население Дортмунда взлетело до 500 тысяч человек, дав толчок развитию города (об индустриальном феномене Рурского региона можно прочитать в нашем отдельном материале).

Дортмунд в 1945 и 2018 годах / фото УНИАН (Stadtarchiv / ua.depositphotos.com)

Правда, индустриальное восстановление Дортмунда имело свои нюансы – он выглядит совершенно не так, как типичные немецкие города. Здесь практически нет старинных пряничных домиков, готических соборов или вычурных дворцов – практически весь город занимает весьма прямолинейная коричнево-серая застройка и современные строения. Так сказать, исторической красотой пожертвовали во имя технического прогресса. Тем не менее, опыт Дортмунда может быть полезен при восстановлении украинских индустриальных городов.

Другие примеры восстановления разрушенных городов Европы

Восстановление городов Германии после войны, разумеется, весьма показательный кейс, потому именно их приводят в пример. Впрочем, в Европе хватает и других городов, которые также сумели восстановиться практически после полного разрушения, и у каждого был свой путь.

Один из ярких примеров – Лондон, который за свою историю подвергался нескольким серьезным разрушениям. Великий лондонский пожар 1666 года уничтожил около 60% города, главным образом в центральных районах. Тогда, под руководством английского архитектора Кристофера Рена, было принято решение перестроить центр Лондона совершенно по-новому, чтобы избежать подобных пожаров в будущем. Новый генплан города предусматривал строительство прямых широких улиц и площадей, взамен узеньких витиеватых средневековых улочек. Дома при этом решили строить не из дерева, как было ранее, а из красного кирпича с кровлями из сланца и на приличном расстоянии друг от друга.

Еще раз Лондон серьезно пострадал уже в 1940-1941 годах, когда гитлеровская авиация устроила так называемый "Большой блиц", безжалостно бомбив британскую столицу и другие важные города Соединенного Королевства.

После войны серьезно пострадавший Лондон принялись довольно быстро восстанавливать, и вновь с изменениями. Если в Германии города старались воссоздать максимально подобными довоенному облику, то в Лондоне наоборот решили пойти иным путем. С одной стороны, сделали упор на высотную жилую застройку, с другой стороны, создали новые города-спутники, таким образом, решив жилищную проблему как для оставшихся без жилья лондонцев, так и стремительно прибывающих в город новых жителей.

Одновременно архитекторы нового Лондона принялись развивать зеленые зоны в центре города – именно своими многочисленными парками и зонами отдыха в наши дни Лондон известен на весь мир.

А еще в Лондоне и по сей день очень любят строить довольно оригинальные современные здания, и, как ни странно, все эти причудливые конструкции из стекла и бетона весьма органично вписываются в архитектуру старого Лондона.

Лондон в 1940 и 2015 годах / фото УНИАН (wikipedia.org / ua.depositphotos.com)

Еще один послевоенный пример восстановления практически полностью разрушенного города – Варшава. Польской столице досталось покрепче многих других городов, ведь Варшава "страдала" с самого начала по самый конец Второй мировой войны, и лето 1945 года город встретил разрушенным почти на 90%.

Тем не менее, неожиданно быстро восстановить Варшаву удалось в первую очередь благодаря ее жителям, которые сразу после окончания войны начали возвращаться в город, нередко собственноручно восстанавливая свои дома. Люди не только добровольно принимали участие в строительных работах, но у сумели организовать спецфонд помощи. Вот что значит – любить свой город!

При этом, в такой спешке, довоенный облик сохранила лишь старинная часть города и еще некоторые особо ценные исторические памятники, да и там часто первоначальный вид сохраняли лишь для фасада, тогда как внутренняя планировках нередко менялась до неузнаваемости.

Одновременно в Варшаве появлялось большое количество современной на тот или иной период истории архитектуры – от монументальной советской до современной стеклобетонной. А потому на сегодняшний день польская столица является настоящим городом контрастов, что, впрочем, предает ей изюминку (наш гид по Варшаве читайте по ссылке).

Варшава в 1945 и 2020 годах / фото УНИАН (Keystone / ua.depositphotos.com)

Еще один интересный пример – эстонская столица Таллинн. Несмотря на то, что город подвергся серьезным разрушениям во время Второй мировой, его исторический центр до сих пор считается одним из лучше всего сохранившихся средневековых городков. Хотя город был разрушен в результате войны примерно на 40%, как раз исторический центр пострадал не так сильно, как жилая застройка. Дело в том, что наибольшим разрушениям город подвергся уже в 1944 году, когда советская армия принялась бомбить именно жилые районы, занятые немецкими военными.

Собственно, потому и восстанавливали после войны в основном жилой фонд города, в том числе образовав новые микрорайоны, тогда как сам исторический Таллинн не был существенно изуродован советской архитектурой, несмотря на то что Эстония и была в составе СССР. Так что в наши дни Таллинн выглядит особенно уютным (наш гид по Таллинну читайте по ссылке).

Таллинн в 1945 и 2021 годах / фото УНИАН (ajapaik.ee / Марина Григоренко)

А вот португальская столица Лиссабон серьезно пострадала не из-за войны, а в результате Великого лиссабонского землетрясения 1755 года. Это одно из самых разрушительных землетрясений в истории, в миг унесшее жизни примерно 90 тысяч человек, то есть треть населения города на тот момент. С эпицентром землетрясения в Атлантическом океане, за мощными подземными толчками последовали пожар и цунами, разрушив город на 85%.

На тот момент Лиссабон был важным политическим и культурным центром, с множеством архитектурных памятников, ценных архивов и произведений искусства, и все это было бесцельно утрачено. Впрочем, португальцы сумели вынести уроки из катастрофы и даже предали ей определенное философское значение, попутно занявшись возрождением города.

Руководил восстановлением Лиссабона влиятельный португальский политик маркиз Помбал, который решил не отстраивать город по предыдущим средневековым канонам. Напротив, он распорядился снести все то, что осталось после землетрясения, и построить городской центр согласно принципам современной на тот момент городской планировки. Именно таким Лиссабон знают и любят туристы сегодня.

Лиссабон в 1755 и 2020 годах / фото УНИАН (The Earthquake Engineering Online Archive / Янош Немеш)

***

При благоприятном стечении обстоятельств и поддержке партнеров, Украина имеет уникальный шанс восстановить свои города ускоренными темпами. В отличие от той же Германии, Украина – не агрессор в войне, потому и отношение международных партнеров к ней будет более благосклонное. Это позволит намного быстрее отстроить украинские города и инфраструктуру, попутно запустив многие важные экономические, политические и культурные процессы.

Ну а как восстанавливать – полностью сохраняя довоенный архитектурный облик или осовременивая – пожалуй, это лучше решать с учетом общественного мнения.

И что немаловажно – города и инфраструктуру уже планируют отстраивать с учетом вызовов военного времени. Это и большее количество надежных бомбоубежищ, и более прочные материалы, и энергетическая автономность, и новые логистические цепочки, и многое другое, что вскрылось на печальном опыте освобожденных от оккупантов городов.

Марина Григоренко

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь