REUTERS

Надвигающаяся новая болезнь, которая переступает через международные границы, становится источником тревоги. И это нормально. Но психологи предостерегают, что эпидемия коронавируса содержит все компоненты, чтобы погрузить общество в паническое состояние, если с ним не обращаться осторожно.

«Если посмотреть на исторические записи, то можно заметить, что когда начинаются вспышки новых болезней, они провоцируют высокий уровень тревоги, неопределенности и ужаса», - сказала The Guardian старший научный работник Центра Джона Хопкинса по безопасности здоровья Моника Шох-Спана.

«Страх будет нарастать, потому что это что-то незнакомое и у нас нет привычных контрмер вроде вакцин или лекарств», - добавила она.

Видео дня

Читайте такжеВ мире бушует коронавирус-убийца: свежие данные по числу жертв

По мнению Шох-Спана, которая изучает реакции обществ на чрезвычайные события, нестабильность заразных болезней делает их особенно пригодными для роли агентов тревоги.

«Их нельзя увидеть или почувствовать на запах. В случае торнадо вы видите его. И вред наносится быстро. А когда речь идет о невидимом патогене, выявление и понимание его в руках только специально подготовленных специалистов, простые люди начинают волноваться», - добавила она.

Столкнувшись с угрозой, которая быстро движется, люди испытывают жажду к информации. Это дает власти возможность достучаться до людей, которые обычно игнорируют советы органов здравоохранения.

«Чиновники должны вести себя быстро и ловко, чтобы сделать научные объяснения как можно понятнее. Люди не слушают органы здравоохранения в солнечные дни, но в экстремальных условиях они становятся очень внимательными», - говорит ученый.

Читайте такжеPopular Science: Насколько на самом деле заразный и смертельный коронавирус COVID-19?

Если же органы власти не реагируют достаточно быстро, появляется информационный вакуум, который неизбежно заполняется неточной информацией, слухами и дезинформацией от тех, кто заинтересован в продаже сомнительных продуктов или в том, чтобы посеять общественные конфликты.

Политический психолог из Университета Оксфорда Жибо Кю утверждает, что власти нужно учитывать так называемое «стадное поведение», которое может возникнуть в ходе кризиса из-за распространения тревоги в обществе. Другим проявлением тревоги может быть компульсивное поведение.

«Много людей в Азии верят, что они будут в безопасности, если носить маски. Если их нет, возникновение паники – это очень распространенный синдром», - сказала Кю, которая в январе проводила исследования в Китае.

По ее словам, компульсивное поведение может привести к провалу решения реальных проблем и заставить людей игнорировать другие меры безопасности, такие как частое мытье рук, соблюдение карантина. Кризисные ситуации также склонны давить на потребительские инстинкты людей. Об этом говорит профессор организованного поведения бизнес-школи INSEAD в Сингапуре Энди Яп.

Читайте такжеВОЗ: смертность от коронавируса выше, чем от сезонного гриппа

«Контроль – фундаментальная потребность в нашей повседневной жизни. Учитывая, что COVID-19 создает ощущение потери контроля, люди будут искать способ восстановить его», - пояснил ученый.

Накопление запасов различных продуктов, таких как дезинфекторы, маски и лапша быстрого приготовления, - вполне распространенный подход, который раздувают социальные сети и СМИ сообщениями о дефиците.

Когда появились сплетни о том, что Ухань был центральным узлом в производстве туалетной бумаги, люди начали панически скупать рулоны, создавая настоящий дефицит. Паника закончилась тем, что в Гонконге вооруженные грабители украли 600 рулонов туалетной бумаги.

Читайте такжеУченые посчитали, что жертвами коронавируса в лучшем случае станут 15 миллионов человек

Ощущение, что мир стал страшным и нестабильным, может также обострить человеческие предубеждения или привести к стигматизации других людей или мест.

«Когда люди в таком состоянии, они начинают сортировать мир на безопасное и опасное население, безопасные и опасные места. Если начать указывать пальцем на источник проблемы, это может дать ощущение контроля и успокоения», - сказала Шох-Спана.