Кремль развивает проект "Статус-6" с 80-х годов, несмотря на всю поддержку контроля вооружений на словах / navyrecognition.com

Когда разработка российской ядерной торпеды «Статус-6/Посейдон» была «случайно» разоблачена в 2015 году, мир был шокирован. Позже многие эксперты допустили, что в Москве отказались от этого апокалиптического оружия после разрядки во времена Холодной войны и подписания ряда соглашений о контроле вооружений.

Однако, как указывают новые разоблачения, Кремль работает над проектом «Статус-6» с 1989 года. И продолжал это делать даже после распада СССР в первые годы существования Российской Федерации, пишет National Interest.

Издание поясняет, что это удалось выяснить благодаря выявлению индекса ГРАУ «новой» российской ядерной торпеды – «Статус-6»: 2М39. Это цифровой код, который присваивается Главным ракетно-артиллерийским управлением (ГРАУ) почти каждому образцу российского и советского оружия. По этому индексу можно найти архивные данные всех государственных заказов и закупок, связанных с проектом. Это, в свою очередь, позволяет отследить историю разработки оружия шаг за шагом.

Видео дня

Читайте такжеРоссия показала видео испытаний подводного ядерного дрона «Посейдон»

Большой неожиданностью издание называет тот факт, что реактор для «Статус-6» разрабатывался в 1992 году, когда президентом новообразованной России был Борис Ельцин. Реактор планировали построить согласно приказу о закупках от 1989 года. Воплощение этого проекта продолжалось в начале 90-х на заводе «Рубин» несмотря на то, что Ельцин согласился присоединиться к контролю вооружений. Заказы для ядерной торпеды «Статус-6» были подтверждены в июне 1992-го. Хотя в январе того же года Ельцин согласился уничтожить треть морских тактических ядерных вооружений.

Развитие торпеды происходил в рамках построения советского «невероятного оружия» в противовес увеличению расходов США на оборонные технологии в 1980-х годах. Среди других проектов СССР тех времен также была разработка лазера 1К17 для ослепления живой силы потенциальных врагов, а также ранние прототипы сверхзвуковых боеголовок. Все это оружие должно было дать Советскому Союзу преимущество в случае войны. Как мечтали некоторые функционеры коммунистической империи, такой арсенал позволил бы им ступить на порог Белого дома уже на следующий день после начала войны.

В ельцинской России проект построения ядерной торпеды назывался «Скиф». Его полномасштабная разработка началась в июне 1992 года. Первый прототип появился в конце 2000-го, когда начались гидродинамические испытания «Скифа». Полномасштабные испытания состоялись в 2008-м году, когда спасательный корабль «Звездочка» доставил прототип торпеды на борт испытательной субмарины Б-90 «Саров». Фото прототипа попали в интернет в начале 2010-х годов, когда Россия испытывала его. Но мало кто в те времена понимал, что это за оружие.

Читайте такжеBusiness Insider: Ядерная торпеда «Посейдон» нужна России, чтобы заставить НАТО не реагировать на ее атаки

Утечка данных о торпеде и ее возможностях, в конце концов, состоялся в 2015 году. Россия официально признала ее существование лишь через три года после того. Теперь, в 2019-м, «Статус-6» близок к операционному статусу. Вероятно, первым носителем ядерной торпеды станет субмарина «Проект 09852», известная также как «Белгород». Ожидается, что ее спустят на воду 19 марта этого года. Также торпедами могут вооружить и субмарину «Проект 09851» или «Хабаровск», сооружение которой началось в июле 2014 года.

Издание отмечает, что в ядерном оружии на субмаринах нет ничего нового. Однако, массивный размер боеголовки «Статус-6/Посейдон» усложняет расчет с точки зрения сил сдерживания. В 1980-х годах, когда программа «Инициатива стратегической обороны» Рональда Рейгана в США грозила сделать обычное ядерное оружие устаревшим, развитие таких российских торпед может и было оправданным. Но решение Кремля сохранить этот проект и развивать его на протяжении 90-х годов и до сих пор вызывает искреннее удивление.