Случаи внезапных смертей пациентов в отечественных клиниках – не единичны \ УНИАН

Безопасность пациентов. Как украинцу защититься от ошибки врача

14:27, 11.02.2019
12 мин.

Ответственность врачей за ошибки, которые приводят к смерти пациентов – болезненная тема. Только официальная статистика гласит, что в Украине ежедневно из-за врачебных ошибок погибают 30 человек. Несмотря на это, в стране мизерно число выигранных родственниками погибших в больнице судебных исков против докторов, по сравнению с развитыми странами. УНИАН с помощью экспертов и юристов разбирался – как обезопасить себя в больнице.

Увы, с загадочной неожиданной смертью в больнице нам пришлось столкнуться самим. 25 января после введения анестезии перед несложной плановой операцией впал в кому, а затем – умер – наш коллега, замруководителя экономической редакции УНИАН Николай Бабич. Ему было всего 48 лет, все предварительные анализы и исследования показывали, что он вполне здоров. В больницу пришел затем, чтобы удалить небольшое доброкачественное новообразование. Доктора говорили, что уже через несколько часов после операции он будет в полном порядке, а через денек-другой – сможет, при желании, вернуться на работу. В итоге же – без отца остались трое детей, Николай ушел из жизни вследствие оказания медицинской помощи. Пусть это звучит цинично по отношению к эскулапам, но по-другому произошедшее назвать нельзя.

По факту произошедшего Печерским райуправлением полиции открыто уголовное производство по статье 140 Уголовного кодекса – ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником. В прокуратуре УНИАН сообщили, что медицинская документация изъята, ход расследования будет зависеть от результатов судебно-медицинской экспертизы.

Увы, случаи внезапных смертей пациентов в отечественных клиниках – не единичны. Чтобы разобраться, что происходит в наших больницах, как часто люди умирают от анестезии, и выяснить, можно ли добиться истины и наказания виновного в летальных исходах от медицинской помощи – УНИАН провел круглый стол.

Видео дня

…Помимо экспертов и юристов, на мероприятие были приглашены представители Минздрава и киевской больницы №12, где и умер наш коллега. Но они не пришли. Клиника в официальном ответе сообщила, что «…на данный момент отсутствуют выводы судебно-медицинской экспертизы, которая должна установить причины смерти Николая Бабича и ее причинно-следственную связь с действиями медицинского персонала. Таким образом у больницы нет достаточной информации для детального обсуждения данного случая, что может привести к ложному толкованию». Министерство здравоохранения и вовсе промолчало, как будто не заметило наше приглашение. Зато вот пришедшие на круглый стол эксперты рассказали очень много о том, что происходит сейчас в отечественной медицине и почему на операционных столах умирают люди, а также дали советы пациентам, как себя обезопасить.

Лечат или калечат?

Только по официальной статистике в Украине ежедневно в стационарах больниц из-за ошибок врачей умирают более 30 пациентов – то есть, более 10 тыс. человек в год. Для сравнения: каждый день вследствие дорожных аварий в стране умирает менее 10 человек, от производственного травматизма – менее одного. Эти ужасающие цифры озвучил Юрий Скалецкий, заведующий лабораторией безопасности стратегий в здравоохранении ГУ «Институт общественного здоровья им. А.Н. Марзеева» Национальной Академии медицинских наук Украины.

По его словам, процентное соотношение пациентов, которые подвергаются опасности в медицинских учреждениях, напрямую зависит от принимаемых государством мер безопасности пациентов: «Показатель колеблется от самого низкого в Великобритании – 8%, где приняты серьезнейшие меры безопасности в отношении пациентов, до 25% в Норвегии. В странах с переходной экономикой или в развивающихся странах эта ситуация гораздо хуже. Бедная медицина – это опасная медицина», - резюмирует эксперт.

Бедная медицина – это опасная медицина, отмечают эксперты \ УНИАН

Ежегодно около 230 млн пациентов во всем мире подвергаются наркозу для проведения разнообразных операций. Как следствие – 7 млн тяжелых осложнений, от которых умирает миллион пациентов ежегодно, из них 200 тыс. – в странах Европы. Украина по этим показателям бьет рекорды.

«По нашим консервативным подсчетам, если у нас на политическом уровне, прежде всего, со стороны Минздрава, не будет выстроена стратегия минимизации врачебных ошибок, то ситуация будет критической», - говорит Скалецкий, приводя поистине страшные данные динамики смертности в отечественных стационарах. Так, в 2013 году по сравнению с 2001 году смертность в больницах выросла более чем на 25 тыс. случае за год! После 2013 года и оккупации части территории Украины Россией численность выборки, которая подлежит статистическим исследованиям, снизилась, но в процентном отношении риск смертности в стационаре продолжал расти.

Скалецкий обращает внимание, что, если брать показатели отдельных областей Украины, то, например, в Винницкой области послеоперационная смертность вдвое ниже, чем в целом по Украине, и более чем втрое меньше, чем в соседней Одесчине. «Проблема ли это в предоставлении информации о регистрации летальных случаев, или это большие достижения медицины в Винницкой области – которые нужно награждать и срочно распространять по всей Украине – пока непонятно», - с некоторым сарказмом отмечает он, добавляя, что, в случае с «Винницким феноменом», нужно проводить дополнительные исследования.

Добиться истины

Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, отмечает – при наблюдаемом в Украине росте количества летальных последствий действий медиков – добиться справедливости и наказать виновных докторов очень тяжело, порой – невозможно.

«За 10 лет работы нашей организации люди неоднократно обращались к нам за помощью, и во всех этих обращениях усматривается некая система. Во-первых, вся медицинская документация при летальных исходах в 99% случаев переписывается работниками больницы. У нас был случай, когда переписывался даже прошитый, пронумерованный медицинский журнал приемного отделения на 600 страниц в одной из областных больниц. Все переписали за два дня! Действительно, по закону медицинская документация должна храниться вечно, но что там внутри? Нет никакого требования по сохранности и фиксации. Есть надежда, что в электронной форме все будет нормально», - ошеломляет эксперт.

И еще одна украинская беда – мы единственная страна в Европе, где нет независимой медицинской экспертизы. «Даже если мы получаем идеальную документацию, то у нас нет экспертного органа, который может дать незаангажированное заключение. Если лучший, самый справедливый суд получит заключение судмедэкспертизы, он на основе этого заключения принимает решение – а какое это заключение? Если экспертиза врачам не нравится – проводится другая экспертиза. Хорошо, если первая экспертиза проводится через несколько недель после летального случая, – но следующая, повторная экспертиза может быть проведена через полгода, год, два года. Какой она будет? Независимого экспертного органа, который бы беспристрастно давал свое медицинское заключение, в Украине не существует. Судебно-медицинская экспертиза полностью зависима от Министерства здравоохранения и соответствующих органов власти. Она ими финансируется и это является катастрофой. Причинение медицинского вреда – это результат многих сбоев. Но человек не должен за это расплачиваться своей жизнью!» - заявляет Сердюк.

Как пример он приводит опыт Новой Зеландии, где еще в 90-х годах ввели практику так называемой безусловной страховки при нанесении медицинского вреда – человек или его семья получают денежную компенсацию, а уже потом специалисты разбираются в причинах случившегося. Теперь этот механизм распространен во всем мире, но, увы, не коснулся Украины.

«Человек должен осознавать, что медицина – опасна, но без нее нельзя. Во-первых, нужно налаживать коммуникацию с лечащим врачом, узнавать в подробностях о предполагаемом лечении. На прием к врачу лучше идти с близким человеком, так как больному тяжело критически общаться с медработниками. Желательно также обращать внимание и на отзывы о враче. В общем, относится со всей ответственностью к походу к врачу», - посоветовал Сердюк.

Эксперт по медицинскому праву Зоряна Черненко уверена, что возможности добиться истины в медицинских делах с различными негативными последствиями способствовало бы внедрение стандартов регулирования этой сферы, определенных протоколов действий медработников. Но в Украине такая практика – в зародышевом состоянии. Кстати, и врачи по этой причине тоже не могут себя обезопасить от несчастных случаев с пациентами. Но, ключевая проблема в установлении истины – со следственной системой.

Человек должен осознавать, что медицина – опасна, но без нее нельзя \ УНИАН

«На сегодня единственной возможностью выяснить, что произошло с пациентом, кто и по какой причине виноват – остается только судебно-медицинская экспертиза. Но есть проблемы и со следственными органами. Необходимо наладить их диалог с медэкспертами, которые помогли бы во многом разобраться. Ведь при подготовке прокуроров и следователей практически не преподают ведение медицинских дел. Именно поэтому у нас очень мало их успешно раскрывают – порядка девяти в год (это из 10 тысяч случаев смертей! – УНИАН). Если будет установлена халатность со стороны медиков, то ответственность за такие действия может быть уголовной, а также может быть решен вопрос компенсации семье вследствие смерти их родного человека. Причем, именно этот механизм в Украине уже отработан. Если это государственная больница, то взыскивается обязательство через госказначейство», - рассказывает Черненко.

В целом же в странах Европы и в США в судах ежегодно рассматривают тысячи дел, связанных с нанесенным медицинскими работниками вреда пациентам. В Украине, повторимся до 10 (просто десяти, без тысяч) таких дел в год. «Во многом это связано с тем, что пациенты не всегда доводят дело до конца, не всегда есть доказательства. Иногда есть такие ситуации, когда есть три разных заключения судебно-медицинской экспертизы – два о вине врача, одно о том, что все в порядке, и судья выбирает одно из трех. У нас даже было дело – доказали вину доктора, доказали халатность. За то, что у него это первая уголовная ответственность и несовершеннолетние дети на иждивении – врачу дали условное наказание. Он переехал в другую область и продолжил работать врачом!» - рассказывает печальную правду Черненко, добавляя, что во всем мире ведется учет медицинских ошибок и их обязательный анализ, а в нашем же государстве лишь некоторые главврачи делают это по – своему усмотрению – так как государственная система этого… от них не требует!

Черненко считает, что безопасность пациента в больнице – это, в первую очередь, качество медицинских услуг. И отношение медиков к их важной работе. Врачам нельзя отвлекаться на ремонты в клинках, картинки на стенах отделений, санузлы и прочие хозяйственные вещи, как это принято в Украине. Ведь задача врача – спасать жизни, а не думать о покраске стен в палатах. Трагедии в клиниках – прямой результат плачевного состояния нашей медицины. И еще один важный аспект – в Украине отсутствует страхование ответственности врачей, которое, как уже упоминалось, давно работает во всех цивилизованных странах.

«И власть как-то этого не замечает, не реагирует. Вероятно, из-за того, что на таком важном деле просто экономят бюджетные средства. Повысить безопасность пациентов можно не путем огромных финансовых вложений, а просто наведением порядка в этой сфере. И в защиту врачей: они не для того учатся много лет, чтобы совершать халатные действия. Есть халатное отношение, есть безответственность, такие врачи должны лишаться практики. Но вешать ярлык на всю армию медиков – тоже недопустимо», - подытоживает Черненко.

***

УНИАН не собирается оставаться в стороне от расследования гибели нашего коллеги Николая Бабича. Истинные причины трагедии должны быть установлены, чего всеми силами агентство и будет добиваться. Поэтому публикация на эту тему не будет последней.

Нана Черная

загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь